Государство (султанат) Бахманидов (Бахмани).
Это мусульманское государство на Декане. Существовало с 1347 по 1518 гг. Основатель — Алауддин Бахман-шах (Alla-ud-Dīn Bahman Shāh). Возникло в результате восстания последнего (который до воцарения звался Хасан Зафар-хан) против делийского султана Мухаммада Ибн-Туглука. Годы правления 1347 – 1418. О празднике в честь родоначальника династии упоминает Афанасий Никитин. Между 1347 и примерно 1425 гг. столицей султаната был город Асханабад (Гулбарга), а затем Мухаммадабад (Бидар). Наибольшего влияния государство Бахманидов достигло при визире Махмуде Гаване (Khwaja Mahmud Imamuddin/Imaduddin Gawan: 1466–81). Оно простиралось от реки Кришна на Юге до реки Пенганга на Севере и включало земли, находившиеся на территории современных штатов Карнатака, Махараштра и Андхра Прадеш.
Основными соперниками Бахманидов в расширении влияния были индусские государства Виджаянагар, Телингана и Орисса и мусульманские правители Хандеша, Мальвы и Гуджарата. На Севере, временное соглашение с Мальвой было достигнуто в 1468. На Юге, война с Виджаянагаром за плодородное междуречье Райчур (между реками Кришна и Тунгабхадра) продолжалась почти непрерывно, пока Кришне Дева Райя, царю Виджаянагара, не удалось включить (1510–20) эту спорную территорию в состав своего государства. На Востоке, Бахманиды часто воевали с индусскими вождями Телинганы, которые обычно выступали в союзе с раджами Ориссы. На Западе, Бахманиды не были в состоянии контролировать Западные Гаты, хотя Махмуд Гаван временно захватил Сангамешвар и Гоа в 1471–72 гг. В 1481 г. Махмуд Гаван был убит в результате дворцового заговора.
Махмуд Гаван (خواجه عمادالدین محمود گاوان ملقب) был фактическим правителем при юном султане Мухаммад-шахе III. Он прибыл в Бидар в 1453 г. из Ирака. По другим данным, его предки в течение многих поколений служили визирями при правителях Гиляна в Персии. Однако Махмуд Гаван решил стать купцом, главным образом, чтобы избегнуть дворцовых интриг. Выбор этой профессии дал ему возможность путешествовать по многим странам и познакомиться с учеными людьми. На 43-м году жизни, с целью как торговли, так и знакомства с учеными Декана, он прибыл морем в порт Дабул (ныне Дабхол в штате Махараштра). Оттуда он отправился в Бидар с намерением отдать дань уважения святому Махибулле, сыну Ниаматуллы, который также был выходцем из Персии (из Кирмана) и поселился в Бидаре, пользуясь покровительством Бахманидов. Однако это паломничество превратилось в постоянное пребывание в этой стране. Алауддин-шах Второй, узнав о глубоких познаниях Махмуда Гавана в шариате, уговорил его стать придворным. Махмуд Гаван приглашал мулл из Средней Азии и Ближнего Востока.
Преемник Алауддина, Хумаюн-шах, возвысил Гавана до вакила (Wakil-e-Sultunate — администратора при дворе), а затем назначил его главнокомандующим и правителем (trafdar —طرفدار) Биджапура. В царствование Хумаюн-шаха Гаван получил титул Мелик-ат-Туджара (царя купцов). Он сохранял влияние и власть в течение почти двадцати лет. Провел несколько реформ. Боролся с коррупцией, увеличил государственные доходы, улучшил систему правосудия. Был известен своим стремлением поддерживать покой и порядок в стране. Его девизом было: «Следует предупреждать возможные отрицательные последствия на основании прежнего опыта».
Прозвище Гаван (букв. «Коровы», т.е. «Коровий») Махмуд получил за остроумный ответ. Однажды в саду мычала корова. Один из придворных, желая смутить Махмуда, спросил его в присутствии султана, о чем мычит корова. Махмуд ответил: «Она говорит, что я из ее рода и не должен разговаривать с ослом».
Махмуд Гаван относился к числу образованных вельмож. Он содействовал созданию медресе и библиотеки. О медресе, построенном Махмудом Гаваном, Сэр Richard Temple (1826-1902), британский администратор, который посетил Бидар в 1861 г., высказался следующим образом: ‘the chief object of beauty in the place was the college. The exterior of the building had once been covered with exquisitely coloured glazing in floral devices, of which there was still much remaining to delight the spectator. This building is perhaps the finest of its kind surviving in India’. Медресе фактически было университетом. Оно было построено и функционировало по образцу подобных заведений в Хорасане и других мусульманских странах. Принято считать, что все расходы взял на себя сам Махмуд Гаван, так что из казны на постройку не было взято никаких денег. В медресе преподавали философию, математику, логику, богословие, астрономию и искусство. Библиотека при медресе насчитывала более 300 рукописей, часть которых ныне хранится в государственных архивах. Проживание при медресе было бесплатным для учащихся, которые проживали по трое в комнате. Всего в медресе одновременно учились сто студентов. По краям медресе возвышались два минарета, ворота были обращены на Восток. Четырехугольное здание занимало площадь 4624 кв. м. Снаружи медресе было украшено синими глазурованными плитками, остатки которых сохранились доныне. Однако из двух башен сохранилась только одна. Общая высота башни от уровня земли 131 фут. Внутри для подъема наверх есть зигзагообразная лестница. На фасаде стихи из Корана. Медресе пострадало от взрыва пороха, хранившегося в одном из крыльев здания в 1695 г. в правление могольского императора Аурангзеба, который не нашел для медресе лучшего применения, как устроить в нем казармы. Аурангзеб не уступил даже мольбе о выселении казармы, которую ему послал глава медресе. В наше время памятник находится под защитой Археологического Общества Индии.
Махмуд Гаван пользовался большим доверием султана. Однако жизненный путь влиятельного царедворца закончился плачевно. Когда он вернулся в Бидар из Гоа после трехлетней экспедиции, царь одарил его платьем со своего плеча и высшими титулами. Однако завистники, возглавляемые Мелик-Хасаном, затеяли интригу, с целью свалить его. Они добыли личную печать Махмуда Гавана, подкупив приближенного к Махмуду офицера. Было изготовлено письмо, якобы написанное Махмудом царю Ориссы Пурушоттаме, с призывом напасть на султанат Бахмани. Письмо было доставлено султану Мухаммад-шаху, который стоял лагерем в Кондапалли, в 50 милях от Бидара. По рассказам, пьяный султан, позвав к себе Махмуда, спросил его, какому наказанию следует подвергнуть придворного, совершившего предательство. Гаван ответил, что виновный заслуживает смерти. Тогда султан показал Гавану письмо и, несмотря на уверения последнего в своей невиновности, приказал рабу-абиссинцу казнить Гавана. Говорят, что казнь произошла, когда Гаван совершал намаз. Он был обезглавлен в апреле 1481 г. (5 сафара 886 AH) в возрасте 73 лет. После этой казни несколько придворных покинули Бахманидов. Узнав правду, султан глубоко раскаивался в своей торопливости. Он умер через год после этой казни.
Могила Махмуда Гавана расположена в тени дерева ним (Azadirachta indica) на широкой платформе к Югу от города Бидара. Надпись на персидском языке гласит, что «невинно казненный стал мучеником».
No comments:
Post a Comment